პარასკევი, 29.03.2024, 11:53
მოგესალმები, greshnik | RSS
საიტის მენიუ
მინი-ჩეთი
200
სტატისტიკა
შესვლის ფორმა
მთავარი » 2010 » მაისი » 2 » Музыка — это тоже театр с мизансценами, позами, ансамблем, жестом.
23:29
Музыка — это тоже театр с мизансценами, позами, ансамблем, жестом.

Владимир Спиваков: «Мы собрались, чтобы любить людей и любить друг друга».


Завершая мировое турне, посвященное своему 25-летию, камерный оркестр «Виртуозы Москвы» даст два концерта в Москве. Юбилейные выступления пройдут в Большом зале консерватории и Светлановском зале Московского Международного Дома музыки. Среди участников юбилейных торжеств — Юрий Башмет, Миша Майский, Денис Мацуев, Сергей Накаряков, Сергей Лейферкус, Владимир Машков, Евгений Миронов, Олег Табаков, Марк Захаров и др. В преддверье юбилейных вечеров на вопросы «Культуры» ответил основатель и бессменный руководитель оркестра Владимир Спиваков.

Владимир Теодорович, для человека, для коллектива 25 лет немалый срок. Какие чувства у Вас вызывает эта дата?

Знаете, все эти вехи — десять, двадцать, шестьдесят — они не так уж и радостны. Просто потому, что приходит понимание: со всем тем, что дорого в жизни когда-нибудь придется расставаться. Для меня «Виртуозы» — это семья, поэтому и нынешний юбилей — нечто вроде серебряной свадьбы.

А в семье как в семье. И любовь, и разлад, и успехи, и неудачи — было все. Это данность, большая часть моей жизни. Но не только. Это и часть истории страны, часть истории людей. Очень многие дети пришли в мир музыки, и вообще в искусство, именно потому, что возникли «Виртуозы».

Это прошлое, а каково настоящее?

Не так давно в рамках нашего мирового турне мы играли концерт в Будапеште. Мы знаем, что такое успех, но чтобы так встречали — аплодировали, стучали ногами, чтобы пришлось играть семь бисов, — такое нечасто бывало. А в этом городе это было особенно приятно. Ведь наше первое зарубежное выступление состоялось именно в Венгрии, стране, в которую нам довелось попасть с огромными трудностями. Я тогда боролся за выезд вместе с «Виртуозами» 15-летнего Жени Кисина, которому ехать с нами не разрешали.

Тогдашний замминистра культуры Иванов сказал мне, что мальчик-то больной. Ему, мол, лечиться надо, а не по гастролям ездить. Тем не менее, удалось решить вопрос путем достаточно резкого отстаивания своих позиций. Я просто заявил, что все пять концертов отменю и никуда не поеду. «Я не могу сказать мальчику, что его не выпускает министр культуры — у меня язык не поворачивается», — таков был мой ультиматум министру культуры Демичеву. Действие это возымело, а Кисин стал постепенно входить в мир.

Сейчас, после последних гастролей, я вижу, что интерес к «Виртуозам Москвы» остается таким же, каким был и двадцать пять лет назад. Концерты этого тура, который начался в Иркутске, на Байкале, прошли в Сибире, Барнауле, показали, что старения не наблюдается. Куда бы мы ни приходили, везде нас принимали с восторгом.

В книге Вашей супруги Сати «Не все» есть такие слова: «Виртуозы Москвы» — большая жертва Спивакова. Прокомментируете?

В каком-то смысле, безусловно, это так. К моменту, когда возникла идея образования оркестра, о такой как у меня судьбе многие мои коллеги могли только мечтать. Вторая премия на конкурсе Никколо Паганини в Генуе, первая премия на конкурсе в Монреале, а вместе со мной там участвовали такие музыканты! Но я ведь советский человек. Когда учился я жил в общежитии, вместе с друзьями. Мне казалось, что счастье творчества не может, не должно принадлежать мне одному, тем, что у меня уже было — какое-то положение, имя — хотелось поделиться.

Я создавал оркестр как аналог лицейского братства. Первые слова, которые я сказал своим музыкантам, были: «Мы собрались, чтобы любить людей и любить друг друга». Конечно, «Виртуозы» отнимали много времени и сил, и, наверное, можно сказать, что в какой-то момент сольная карьера была отодвинута на второй план.

Но в этой жизни нет случайных событий, ничто не происходит просто так — зачем-то это было нужно. Как скрипач я состоялся, сейчас играю множество концертов по всему миру и восторженные отзывы о выступлениях даже неудобно цитировать.

Сольная карьера, руководство Домом музыки, благотворительный фонд, фестиваль в Кольмаре, Национальный филармонический оркестр России, с которым у Вас, накануне юбилейных концертов «Виртуозов», — гастроли по России. Следует ли из этого, что сейчас «Виртуозы Москвы» отдают Вам долг тем, что теперь они — не в центре вашего внимания?

Отвечу просто: с новыми проектами, как с детьми. Когда в многодетной семье появляется младшенький, то ему естественно уделяется больше внимания, времени, отдается больше заботы. Но это не значит, что остальные дети остаются обделенными и перестают быть любимыми. А уж в том, как управляться с детьми, у меня опыт немалый, можете мне поверить (смеется).

Для юбилейных концертов своего «старшенького» выбирали что-то знаковое?

Сочинения выбраны из огромного репертуара, которым владеют «Виртуозы», с тем, чтобы показать стиль, и то, что определяет лицо оркестра сегодня: виртуозная симфония Боккерини, соната Россини для струнного оркестра, во втором отделении первого вечера — музыка Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем я очень сблизился за последние годы. Именно так — за последние годы. Ведь, когда человек уходит, это не значит, что мы теряем с ним связь.

Наоборот, она порой становится крепче, начинаешь думать как он, пытаешься смотреть на вещи его глазами, но соответственно сегодняшнему дню. Мы решили сыграть произведение, которое Шостакович писал двадцать лет — с сороковых по шестидесятые, а исполнено впервые оно было только в 1989 году — «Антиформалистический раек».

Аналогии с сегодняшнем днем, мне кажется, самые прямые. В Думе обсуждается вопрос, ставить оперу или не ставить так, как было в советское время: «Я не читал „Доктора Живаго", но Пастернак — антисоветчик». То же самое и здесь: «Я не читал Сорокина, но скажу…». Как будто у депутатов нет других проблем! Нет пенсионеров, блокадников, людей, живущих за чертой бедности, детей-сирот…

А Вы были на премьере «Детей Розенталя»?

Нет, я не ходил на этот спектакль, поэтому не могу ничего сказать. Обо всей ситуации, сложившейся вокруг… Думаю, что тут как раз и действуют советские стереотипы: вмешаться, запретить. Видимо, этим интерес к культуре властей и исчерпывается. Сегодня для образования, для культуры в целом по-прежнему делается очень мало.

Если депутатам так хочется приобщиться к культурным вопросам, то начинать надо не с Большого театра и не с Сорокина, а с себя. И в частности, с культуры поведения в той же Государственной Думе.

В «Антиформалистическом райке» партии всех персонажей исполняет один певец — Сергей Лейферкус…

В оригинале сочинение написано для двух роялей и четырех голосов, но Шостакович указал, что если найдется человек, который сумеет исполнить все четыре партии — ведущего и трех героев, — то можно сделать это и так.

Гости юбилейных концертов, как я понимаю, не просто приглашенные звезды, а люди, которых с коллективом связывают и давние дружеские отношения, и совместные проекты?

Конечно. Вот, например, замечательный молодой трубач Сережа Накаряков. Мой фонд поддерживал его, когда ему было девять лет. И первые две трубы он получил на фестивале в Кольмаре, когда вместе с нами выступал.

Тогда он произвел сенсацию, а сейчас Сережа звезда: снимается в фильмах как актер, в Японии за один тур играет по двадцать пять концертов. Денис Мацуев и Сергей Накаряков, который будет исполнять партию трубы в фортепианном концерте Шостаковича, — это небывалая комбинация. Мы уже сыграли таким составом в Royal Festival Hall (в рамках нашего всемирного турне «Виртуозов Москвы», в зале на три тысячи мест). Это было здорово, как сейчас говорят, «класс».

Думаю, удастся повторить этот успех и в Москве. Во втором вечере Юрий Башмет обещал что-то сыграть вместе с «Виртуозами», потому что он один из первых, кто был приглашен в оркестр…

Вы часто подчеркиваете, что с музыкантами первого состава сохранили теплые товарищеские отношения. Не возникло мысли пригласить их на празднование юбилея?

Такая идея была. «Виртуозы Москвы» обогатили очень многие оркестры мира. Все кто работал со мной, получили не последние места, стали концертмейстерами (если не всего оркестра, то своих групп). Борис Гарлицкий — концертмейстер Лондонской филармонии, Сережа Тесля — Национального оркестра Испании, Юрий Гандельсман работает в Израиле, в Америке много музыкантов. За 25 лет я не уволил ни одного человека из оркестра.

Все, кто хотел уйти — уходили. Мы действительно поддерживаем отношения, и даже недавно записали диск. Но организовать их приезд сюда, на юбилейные концерты оказалось делом слишком хлопотным. Как сказал в одном из своих номеров Геннадий Хазанов, «авиакомпании мира позаботятся о том, чтобы билеты на концерты артистов становились все дороже и дороже».

А что подразумевается под участием в концертах Евгения Миронова, Олега Табакова, Владимира Машкова? Просто поздравят или…?

Нет, не просто. Но что они будут делать — этого я вам не скажу, иначе — неинтересно. «Виртуозы» тоже подготовили сюрпризы, которые, как нам кажется, порадуют публику. Очень надеюсь, что Володя Машков, который сейчас снимается в телесериале в Америке, сумеет вырваться и прилететь.

Что Вы пожелаете себе и «Виртуозам Москвы»?

Я хочу, чтобы все это просто продолжилось. До тех пор, пока я буду видеть, что оркестр находится на определенной высоте, поддерживает профессиональную планку, и пока на наши концерты приходят люди, оркестр будет жить. А число 25… Что ж, это не точка, а многоточие, как и музыка, которую мы играем.

კატეგორია: ენციკლოპედია | ნანახია: 1039 | დაამატა: NaTia | რეიტინგი: 0.0/0
ძებნა
კალენდარი
«  მაისი 2010  »
ორსამოთხხუთპარშაბკვ
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
საიტის მეგობრები