|
მთავარი » ენციკლოპედია

В центре Пицунды, за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие стены и купол Пицундского Патриаршего Собора в честь апостола Андрея Первозванного, построенного в начале X вв. Собор относится к типу крестовокупольных, трехнефных и трехапсидных храмов. Возведен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, его гладкие стены покрыты штукатуркой, некогда украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре.
Внутри собора, в западной ее части находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолом Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения
...
კითხვის გაგრძელება »
|

В селе Моква Очамчирского района располагается знаменитый Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг).
Моквский собор является единственным пятинефным крестово-купольным храмом, завершающим развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII - X веках в Пицунде. По сохранившимся отрывочным сведениям, собор изнутри был богато украшен. Стены его покрывала редкая по искусству фресковая живопись. Посетивший Мокву в 1659 году Патриарх Досифей обнаружил здесь надпись, согласно которой храм был «расписан при Императоре Алексее Комнине при великом Абхазском царе Давиде» то есть в конце XI - начале XII века.
Моквский собор пользовался широкой известностью и часто посещался приезжими. В 1640 году здесь побывали русские послы и священник Павел Захариев, направлявшиеся к менгрельскому владетелю Левану II Дадиани. В своем отчете они записали: «...февраля на девятый день были мы в монастыре Моквском с Епископами Андреем и Максимом; показывали нам, Федоту да попу Павлу мученика Стефана Архидиакона: руки обе целые и ножные кости и крест того дерева, на котором Христос был распят».
В конце XVII столетия Моквский собор был покинут.
Известный кавказовед академик М.Броссе, посетивший Моквский собор в 1848г, писал: «Обширные размеры к
...
კითხვის გაგრძელება »
|

Ценнейшим памятником архитектуры Абхазии является Бедийский собор, возведенный в конце X века в селе Бедия, в честь Влахернской Богоматери. Этом крестовокупольный храм состоит из четырех подкупольных устоев: западные стоят свободно, восточные же соединены с междуалтарными стенками. Апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые.
В западной части центральный зал отделен от боковых помещении стенами, оформленными в верхней части арками и колонами.
Как снаружи, так и изнутри стены храма облицованы гладкими песчаниковыми плитами. Восточная часть стены с внешней стороны украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов по своей отделке просты, но изящны. Их резьба отличается разнообразием орнаментальных сюжетов и тонкостью их исполнения. Внутри храма стены покрыты богатыми росписями, которые в настоящее время в большинстве своем утеряны. На западной стене сохранилось изображение ветхозаветного сюжета с ликом Константина.
Достоянием собора являлся золотой потир, который в настоящее время хранится в музее искусств г.Тбилиси. Потир не сохранился полностью, осталось только его верхняя часть. Согласно вычеканенной по его краю надписи, выполненной алфавитом «асомтаврули», он принесен в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму.
...
კითხვის გაგრძელება »
|

Каманский храм
К северу от Сухума, в районе поселка Каманы, на небольшой возвышенности расположен средневековый храм святого Иоанна Златоуста.
Древнейшая часть памятника представляет собой однозальное каменное здание без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Свод, покоившийся на двух арках, опирался на выступающие из стен пилястры. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. Поляна вокруг храма окружена была еще в древности каменной стеной.
 Этот древний храм относиться к XI веку. В конце XIX века был восстановлен и получил дополнительные пристройки, с севера и с юга были возведены два придела, а с запада – трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром.
Посетивший в 1884 году Каманы известный греческий археолог Г.Врисис, подтвердил церковную версию о погребении здесь, в каменном саркофаге в церкви у села Каманы, мощей христианского праведника Иоанна Златоуста.
По его утверждению, в одной из европейских библиотек им был найден древнейший пергамент, в котором указаны Каманы, где на пути в Питиус (Пицунду) скончался Иоанн Златоуст.
...
კითხვის გაგრძელება »
|

ле Лыхны Гудаутского района расположен ныне действующий храм Успения Пресвятой Богородицы построенный в Х вв. Он относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений. Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорции что свидетельствует о большом мастерстве зодчих. Впечатляет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы. Исключительно богаты росписи Лыхненского храма.
Основная группа росписи относится к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными войнами), встреча двух жен с воскресшим Христом.
В среднем ярусе изображении той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя
...
კითხვის გაგრძელება »
|
|
|
კალენდარი
« ივნისი 2025 » |
ორ |
სამ |
ოთხ |
ხუთ |
პარ |
შაბ |
კვ |
| | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|