პარასკევი, 26.04.2024, 13:38
მოგესალმები, greshnik | RSS
საიტის მენიუ
მინი-ჩეთი
200
სტატისტიკა
შესვლის ფორმა
მთავარი » 2010 » მაისი » 2 » ТАМАЗ ВАШАКИДЗЕ: Вахтанга Чабукиани называли Шаляпиным балетной сцены.
21:18
ТАМАЗ ВАШАКИДЗЕ: Вахтанга Чабукиани называли Шаляпиным балетной сцены.

გორდა – ვახტანგ ჭაბუკიანი; Gorda – Vakhtang Chabukiani.


ვახტანგ ჭაბუკიანი -Vakhtang Chabukiani (1910 – 1992)

Мое личное знакомство с творчеством хореографа Тамаза Вашакидзе произошло в далекой от Грузии республике Марий Эл. На сцене Государственного театра оперы и балета имени Эрика Сапаева юные артисты, едва окончившие школу, исполняли одноактный спектакль "Многоголосие” на музыку Гоги Дзодзуашвили для мужского хора со стихами Рати Амаглобели. Спектакль, поставленный Вашакидзе, порождал множество ассоциаций – от библейского сюжета взаимоотношений Иешуа с апостолами до вечной темы: учитель и ученики.

Мало кому неведома отчаянная грусть о том, что при жизни учителей нам не хватало мудрости постичь все их заветы. Пластическая притча Вашакидзе – об этом.

Свойственная хореографу грузинская метафоричность отвергает конкретику факта, но неслучайно разговор после премьеры (спустя почти три года он не стерся из памяти) вышел на воспоминания о Вахтанге Чабукиани, учителе Тамаза Вашакидзе. Нынешний год – год столетия выдающихся танцовщиков: Галины Улановой и Татьяны Вечесловой, Константина Сергеева и Вахтанга Чабукиани. Утверждая перечень юбилейных дат, которые будут отмечены государствами-членами ЮНЕСКО в 2010 – 2011 годах, 35-я сессия Генеральной конференции этой организации в список из 63 юбилеев мирового масштаба включила 100-летие Вахтанга Чабукиани.

Вспомнить Вахтанга Михайловича мы попросили Тамаза ВАШАКИДЗЕ. Так сложилось, что сегодня он, заслуженный артист Грузии, кавалер государственной награды Грузии – ордена Чести – живет и работает в России и никогда не забывает своего великого педагога.


                   ვახტანგ ჭაბუკიანი.


- Сама тема "Многоголосия” заставляет задать довольно примитивный вопрос: связано ли это произведение с Вахтангом Чабукиани – вашим учителем ?

- Впрямую, конечно, нет. Но все мы магическим образом связаны с нашими учителями, и наши методы работы, наши сочинения – суть реализация того, чему нас научили. Точнее, того, что мы смогли взять от них. Над "Многоголосием” работал так, как с нами когда-то репетировал Вахтанг Михайлович. Во-первых, постарался "заразить” артистов идеей и музыкой, то есть открыть им тот мир, который уже сложился в моей фантазии.

Если для артиста он останется закрытой книгой, то результат окажется формальным. Вахтанг Михайлович заставлял нас почувствовать, увидеть, услышать новое даже в старинной классике.

- Этот босоногий спектакль не первый ваш опыт на ниве современной пластики. А как Чабукиани – танцовщик классический – относился к современной хореографии ?

- Вахтанг Михайлович был влюблен в классический танец, но никогда не относился к нему как к застывшему образцу. Потому и переделывал классические спектакли. Например, в редакции "Баядерки” 1941 года он сделал партию Солора танцевальной. Артисты и зрители Мариинского театра были потрясены тем, как гениально Вахтанг Михайлович сумел "вписать” новые виртуозные танцы в сложившийся шедевр.
В. Чабукиани

"Баядерка” – не единственный пример. Чабукиани сформировал новый эталон мужского танца, поставив многие вариации в классике. То, что он сделал, можно и нужно назвать революцией в мужском исполнительстве.

Его данные были сверхъестественными: он не прыгал, а летал, его головокружительные туры повторить современникам не удавалось. Зато следующие поколения на него ориентировались, подражали его манере, "тянулись” к его технике, и мужской танец – масштабный, романтический, сильный – поднялся на более высокую ступень. Балет стал не только искусством прекрасных дам, но и искусством танцовщиков.

Однако Чабукиани – не только гениальный танцовщик, он еще и талантливый балетмейстер. Его балеты "Сердце гор” и "Лауренсия” стали новаторскими для своего времени неслучайно, он поощрял и любил все новое.

Вахтанг Михайлович ушел из жизни незадолго до рождения нашего театра современного танца "Нью Джорджиан Балет”, но, думаю, что с его стороны мы получили бы поддержку. Во всяком случае, создавая спектакли современного танца, к примеру, балет "Анбани” (в переводе "Азбука”), я вспоминал те заветы, которые оставил Вахтанг Михайлович: пробовать то, что требует сердце.

Попробовал соединить балет, пантомиму, слово, стихотворную речь, грузинский танец, современную музыку, песнопения. Наш эксперимент был представлен на Международном фестивале современного танца во французском городе Монпелье и имел успех.


დონ კიხოტი – ვახტანგ ჭაბუკიანი; Don Quixote - Vakhtang Chabukiani.


- Чабукиани был строгим наставником ?

- Я запомнил его уже пожилым человеком с больной спиной и перетруженными ногами. На уроках он чаще сидел или показывал комбинации вполсилы, только намечая движения. Но как только начинал говорить, все становилось понятно. Помню, как он делал замечания: "Тамаз, ты исполняешь шене как пьяный матрос на палубе корабля, попавшего в семибалльный шторм”. У него было такое мощное обаяние и, как сказали бы сегодня, харизма, что все замолкали, когда он говорил. Вахтанг Михайлович становился центром притяжения.

На всех, кто с ним соприкасался и в профессии, и в жизни, он оказал огромное влияние как артист и человек. Горжусь, что в моем архиве есть снимок, где – посчастливилось! – запечатлен с Вахтангом Михайловичем. Внизу подпись: "Моему талантливому ученику Тамазу”.

После училища, уже в Тбилисском театре оперы и балета имени Палиашвили, многие партии я репетировал с Чабукиани, танцевал в его балетах, с его благословения отправился в Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова получать образование хореографа.

Увы, до защиты моей дипломной работы – балета на музыку Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, который прошел в Большом зале консерватории имени Римского-Корсакова, – Вахтанг Михайлович не дожил.

- К великим обычно намертво приклеивается какое-то определение. Чабукиани вошел в историю как "чародей танца”. Так назвал его, по-моему, замечательный актер и спортивный комментатор Котэ Махарадзе. Еще мне кажется точным высказывание, что каждый свой спектакль Чабукиани делал по-шаляпински масштабным .

- Его действительно называли Шаляпиным балета. Вахтанг Михайлович вообще был одержим сильными страстями. Потому так любил Шекспира и часто повторял, что трагедия шекспировских героев, их внутренняя драма – не от их слабости, а от их высокой человечности, ибо они рождены не для того, чтобы ненавидеть, карать и мстить, а любить, верить, радоваться и творить добро.

Еще Вахтанг Михайлович часто говорил о превратностях судьбы. Рассказывал о своем детстве: когда ему пошел десятый год, родители отдали его учеником в мастерскую игрушек, и одной из его обязанностей было доставлять заказы.

Однажды он принес игрушки в балетную студию Марии Перини в тот момент, когда там шел урок классического танца и обомлел от зримого совершенства. А ведь с балетом он мог и не встретиться! Потом Вахтанг убедил отца отдать его в студию, а позже, уже в 16 лет, поступил в Ленинградское хореографическое училище. Карьера в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова складывалась чрезвычайно счастливо, но, станцевав за 12 лет на легендарной сцене немало главных партий, он вернулся на родину и до последних дней жизни служил грузинскому балету.

                                                           ფრონდოსო – ვახტანგ ჭაბუკიანი. ლაურენსია.


- Так сложилось, что после ухода из жизни Вахтанга Чабукиани, который занимал пост художественного руководителя Тбилисского хореографического училища многие годы, балетную школу возглавили вы. Одной из первых художественных инициатив стал Международный фестиваль балетного искусства "Чабукиани – Баланчин…” Почему вы объединили два имени: Чабукиани и Баланчина ?

- Во-первых, они – соотечественники. Почти ровесники. Два великих сына Грузии. Оба – прошли Ленинградскую школу. Потом их пути разошлись: Чабукиани вернулся в Грузию, а Баланчин отравился покорять Америку. "Мистер Би”, как называли Баланчина за океаном, всегда с уважением отзывался о Вахтанге Михайловиче, ценил его как великого танцовщика.

Первый фестиваль балетного искусства "Чабукиани – Баланчин…” мы посвятили 85-летию Тбилисского хореографического училища, которое уже носило имя Чабукиани. Потом учредили Фонд "Чабукиани – Баланчин”, при поддержке которого я осуществил постановку балета "Большой вальс” на музыку Иоганна Штрауса. Премьера спектакля состоялась в Тбилиси, на родине Баланчина, в год его столетнего юбилея. А год спустя родилась новая версия этого балета – уже с артистами Большого театра и "Русского балета” Вячеслава Гордеева. Потом в наши творческие планы ворвалась политика…

- И теперь вы – балетмейстер Екатеринбургского академического театра оперы и балета. Юбилей Чабукиани отмечать планируете ?

- Конечно. Скоро откроется фотовыставка "Посвящение Учителю Вахтангу Чабукиани”, которую мы подготовили совместно с фотохудожником Виталием Пустоваловым в стиле "static ballet”. Также в этот юбилейный год Екатеринбургским оперным театром запланировано проведение цикла балетных спектаклей, приуроченных к знаменательному событию. Ведь Вахтанга Чабукиани почитает не только Грузия, но – весь мир!


კატეგორია: ენციკლოპედია | ნანახია: 1319 | დაამატა: NaTia | რეიტინგი: 0.0/0
ძებნა
კალენდარი
«  მაისი 2010  »
ორსამოთხხუთპარშაბკვ
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
საიტის მეგობრები